Театральная жизнь
До 1922 г. в Луганске не было профессионального театра. Частично театральная жизнь города конца XIX — начала XX веков освещена в интереснейших воспоминаниях народного артиста РСФСР Л.М. Прозоровского. Он начинал свою деятельность в театре в середине 90-х годов XIX века в качестве актера «на выходах» в мелких провинциальных антрепризах, а закончил в Малом театре, режиссером которого он был с 1923 г. до конца своей жизни.
В своих мемуарах он писал: «...на Базарной площади Луганска, постоянно утопавшей в пыли и грязи, стоял большой полуутепленный сарай. Он принадлежал владельцу пекарни Степану Блинову, человеку предприимчивому и оборотистому. По чьему-то совету он пристроил к сараю сцену с артистическими уборными, ближе к сцене устроил 6 лож для местной «аристократии» , поставил 18 рядов стульев и даже соорудил балкон на 60 человек. Образовался зрительный зал на 480 мест. И вот в конце сентября 1893 г. в сухой погожий день в городе появились афиши, на которых по ярко-зеленому фону красными буквами было напечатано: «3-го октября, с дозволения начальства, в театре купца Степана Блинова начнутся гастроли товарищества малороссийских артистов при участии всемирно известной артистки Марии Александровны Калины. Для открытия гастролей будет поставлено: «Наталка-Полтавка», оперетта в 3 действиях И.Котляревского. Роль Наталки исполнит М.А.Калина» . За час до начала спектакля появились капельдинеры, зажгли лампы, потом появились музыканты и стали настраивать инструменты. Постепенно заполнялась сперва галерка, затем партер. Наконец, в ложах появились городской голова С.К. Лутовинов и «сам» исправник. Когда весь «цвет» города был налицо, на возвышении в оркестре возникла фигура капельмейстера Якова Зиновьевича Корпочевского в черном сюртуке, с нафиксажуаренными усами. Он взмахнул палочкой, и занавес поднялся...»
В мае 1894 г. в Луганск на гастроли приехал известный тогда трагик М.Т. Иванов-Козельский. 10 дней гастролей стали для луганчан настоящим праздником. Билеты раскупались нарасхват. Первые 7-8 рядов заполнялись местной аристократией, остальные ряды — чиновничеством и служилой интеллигенцией. Галерку плотно заняли рабочие строящегося патронного завода, но верховодили на галерке рабочие фабрики Каминера, которые не пропустили ни одного спектакля. Луганчане увидели «Гамлета» и «Короля Лира» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера. Восторг был общий, но в его выражении соревновались все три основные группы зрителей. На первом же спектакле местная аристократия поднесла гастролеру огромную корзину цветов, внутри которой было несколько бутылок вина. Назавтра примеру аристократии последовали последние ряды партера. А на третьем спектакле, после его окончания, на сцену вынесли специально заказанную полутораметровую корзину цветов с алой лентой, на которой было написано: «От зрителей галерки — товарищеское "спасибо!"» Так продолжалось в течение всех гастролей.