Языковое поле, речевые акты
Блоги
Великий и могучий, а также спiвуча рiдна мова. Мы основательно и поголовно погружены в языковую реальность. Вельможные клоуны дерутся по поводу одно- и двуязычия, сам же язык стремительно хиреет, потому что некогда нам им заниматься, жить важнее, и пусть филологи себе сами сушат мозг. Как-то так… И все же, мы продолжаем общаться, мы продолжаем порождать смыслы, на вопрос «ты куда?» по привычке отвечая «щас вернусь».
В Луганске во время проведения тестов по украинскому языку и литературе старший инструктор потеряла сознание. Пришлось вызывать скорую.
Что произошло на самом деле? Инструктор, очевидно, оценила уровень знаний языка у абитуриентов, в ее взволнованной памяти возник образ любителя пресс-конференций премьера Азарова, а особенно его ни с чем не сравнимый украинский акцент. Далее все как по маслу: когнитивный диссонанс – слуховой шок - обморок. Все-таки работа старшего инструктора и опасна, и трудна. Маргарита Анатольевна, поправляйтесь и будьте, наконец, реалисткой.
Другой случай произошел не совсем у нас. Нарушим правила и рванем на секунду в соседнюю область. Потому что опыт Донецка можно и нужно перенимать, на ошибках соседей нужно и учиться, и задорно повторять их, тем самым более породняясь (или порадниваясь?).
Одному из донецких журналистов, отравившихся после кофе-брейка во время торжественного открытия после строительства и реконструкции вокзального комплекса Донецк 21 мая, медики поставили диагноз сальмонеллез.
Более десяти представителей центральных и региональных средств массовой информации почувствовали резкое недомогание, имеющее признаки острого пищевого отравления, после фуршета, проведенного в день открытия нового комплекса железнодорожного вокзала в Донецке.
https://mgm.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=5173
Понятно, помпа, официозный пафос, халявный хавчик, жестокая расплата. Но здесь важно не это. Важно то, как наши люди легко, бездумно и сладострастно повелись на не имеющие особого сокровенного смысла заимствованные слова из чужих языков. Вот они, все эти креативы, позитивы, диджестивы, сомелье, лайн-апы, терамису, ланчи и особенно кофе-брейки. Скосил несчастных тоже не шибко славянский сальмонеллез. А ведь не исключено, что в языке, как в доме, должно быть чисто.
Языковой мусор – незаметная, но ужасная вещь. Сродни вирусу или радиации, не хуже сальмонеллы. Поэтому правильным видится ежедневный лозунг для всех: «фильтруй речевые акты!». А там и чистота в городе образуется. Есть же потуги в данном направлении.
До конца года в областном центре построят новую линию по переработке мусора. Об этом Луганский городской голова Сергей Кравченко заявил сегодня в интервью журналистам. Луганчан будут приучать к раздельному сбору мусора. В сентябре собираются установить новые контейнера по раздельному обращению с отходами.
https://lugansk.comments.ua/news/2012/05/30/111812.html
Вообще-то, контейнеры для сортировки уже пытались устанавливать, по крайней мере, для пластиковых отходов. Они смахивали на египетские пирамиды почему-то и одновременно на забор в детсаду. Пирамиды быстро исчезли с лица луганской земли, что никого даже и не удивило.
В развитых странах, вроде Японии и Германии, мусорный апартеид (какое страшное нерусское слово) практикуют давно и успешно. Но у нас, боюсь, загрязнено языковое поле и будет непросто с обычным мусором. Вот какие-то мудланы откуда-то с высоких этажей ежедневно в час ночной бросают себе же под дом пустые бутылки, жестяные банки, окурки, тряпки, вообще непойми что. Это они будут раздельно выбрасывать мусор? У них даже мусорных пакетов (ведра) не водится, судя по всему. А водятся у них только деньги и пивасик.
Кстати, крепкое, точное и выразительное слово – мудланы.
О.К.Освальд