Дегенеративное искусство в Луганске
Если судить по одному сайту, Луганск — просто рассадник культуры и искусств.
Чего на этом сайте только нет! Рецензии на последние бестселлеры и фильмы. Объявления о посещения города звездами современной литературы. Оповещения об акциях. Набор в школу «фотографов-резидентов». И даже сообщения о проведении «Выставок дегенеративного искусства».
Соответствует ли это действительности? Не очень. На самом деле сайт ведет один человек, и все акции охватывают не больше полутора десятков одних и тех же людей, из года в год.
Насколько это хорошо или плохо?
Для меня это никак. К дегенеративному искусству я давно потеряла интерес. К постмодернизму — тоже. Из литературных жанров на сегодняшний день знаю только два: хорошие и плохие книги. То же относится к живописи, музыке и пр. Что наш город еще не превратился в вотчину Марата Гельмана, меня не печалит.
Более того, чем дальше, тем больше я ставлю вопрос, что культура — это в наименьшей степени акции, где полные голые мужчины или худые полуголые женщины скачут в знак протеста. Совсем мало культуры в выставке коллажей из конского навоза или картона.
Точнее, может, она там и есть, но она менее важна, чем, допустим, культурные привычки мыть руки или не плевать ближнему в суп. Или — рассчитываться с исполнителем не по остаточному принципу. Или — создавая законы о труде, не прописывать там продолжительность рабочего дня 12 часов и выше.
Кроме того, у меня есть сильное подозрение о существовании связи ФЕМЕН и книги «Семга» (роман длиной в 300 страниц, в течении которых женщина смотрит в зеркало) с 12-часовым рабочим днем, а дегенеративной живописи с заведением исполнителей в глубочайший маргинум.
Доказать этой связи я сегодня не могу (точнее, могу, но это где-то 15 тысяч знаков), так что не буду педалировать данную тему.
В общем, я предпочла бы смотреть на «Женщину с веслом» с нормальной зарплатой в кармане, нежели на квадрат Малевича или корову в формальдегиде, выволакивая три чужих бизнеса на себе и находясь при этом на грани голодных обмороков.
Отсюда: вижу высший смысл в том, что большинству луганчан современное искусство глубоко безразлично. Отсутствие эмоций — это вполне полноценная реакция и прекрасный способ выразить свое отношение к вопросу.
Во мне больше уважения вызывает человек, получающий за 50-часовую рабочую неделю 150 долларов, когда он НЕ знает, кто такой Андрухович или Шкиль, нежели когда при таком раскладе он еще и тратится на приобретение романов этих писателей. Это все равно, как брать работу на дом. Дважды прогнуться на капиталистическом колесе.
Это я к чему говорю? К тому, что пассионарии стереотипно упрекают луганчан за то, что им «на всё наплевать». Когда просишь расшифровать, что такое «всё», на которое «наплевать» луганчанам, обычно говорят о политике и культуре.
Политика — это внутреннее дело клуба олигархов, друзья. Легкость, с которой в Луганске, допустим, передается из рук в руки победа на выборах, как это было осенью 2010 года — одно из бесчисленных доказательств этой простой истины.
Проявлять чрезмерный интерес к жизни олигархов — просто дурной вкус. Ну, какое мне дело, был ли «ягуар», подаренный Тимошенко на свадьбу луганскому «мажору», инкрустирован алмазами или нет?
С культурой поинтереснее. Мне говорят:
— Вы, наверное, считаете себя культурным человеком. А почему вас не видели в кафе «Донбасс», когда писатель Жадан давал там рок-концерт?
Поразительно, друзья. Как Достоевскому или Фолкнеру удавалось сбывать свои романы, не играя при этом в рок-группе?
Впрочем, это объяснимо тем, что они не были современными писателями. И, надо отдать должное, от них можно было отдохнуть. Просто закрыть книгу и отложить ее.
Современное искусство не такое. Оно должно вливаться в тебя ежесекундно, через все семь отверстий тела.
И луганчане не спешат предоставить эти отверстия.
За что им камень презрения от актуальных культуртрегеров.
А от меня — респект и уважуха.
Ирина Петрова