Луганск для туристов
Блоги
На днях по местным сайтам прошла информация об инициативе студентов Луганского университета имени Шевченко. Ребята решили оповестить мир о том, что Луганск прекрасно подходит для туризма.
Первая реакция свежего человека на это сообщение предсказуема. Гомерический хохот, само собой. На что будет смотреть туристы в Луганске: на столетние лужи Большой и Малой Вергунки? На памятник Холодилину, обозванный лугачанами «Желтый попугай»?
Вместе с тем эта защитная реакция — образец простого непонимания, что это за зверь, турист, и за каким лешим он вообще прется в Венецию, на Гоа, или в Таиланд.
Во-первых турист — это жертва предрассудков своего класса. Общественное мнение предписывает преуспевающему человеку болтаться по миру с фотоаппаратом. Вот он и болтается, хотя, может быть, с удовольствием провел бы отпуск дома с ящиком водки и отключенным телефоном.
Во-вторых, главное после общественного мнения для туриста — это возможность сфотографироваться на фоне чего бы то ни было (потому что он болтается по миру с фотоаппаратом) и получить обозначенную в прайс-листе порцию удовольствий.
Если в прайс-листе проставлен пятизвездочный отель — выньте и положите этот отель. Если экстрим — будьте так любезны. То же касается памятников старины и местной экзотики.
С пятизвездочными отелями в Луганске, конечно, напряженка. И даже инвесторы дело не спасут. Потому что согласно местным обычаям львиная доля инвестиций кладется в карманы именитых горожан, а на остаток трудно построить даже собачью будку, не то что пятизвездочный отель.
А вот что касается достопримечательностей, их, уверяю вас, в Луганске не меньше, чем в Голландии, не к ночи будь помянута. Или в Новом Орлеане. Просто мы к ним привыкли и не замечаем.
Составители предварительной карты туристического Луганска в качестве достопримечательностей засунули туда каменных баб, Киселеву балку и каких-то степных сусликов. Каменные бабы хороши тем, что ни их фоне можно фотографироваться. Но ради одного снимка вряд ли кто поедет в тур «Ливерпуль — Луганск».
В Луганске есть, как в Риме, исторические развалины. Это будет поинтереснее сусликов и каменных баб. Если пиарить Луганск, как город былого величия, уже вырисовывается бренд для туризма.
В Луганске есть развалины:
- Заводов.
- Военных частей.
- Научно-исследовательских институтов.
- Парков, кинотеатров.
- Детских садов (эти развалины очень милые, ухоженные усилиями новых собственников).
Любой постмодернист и любитель братьев Стругацких уже понял, куда я клоню.
Луганск — это город, переживший Большой взрыв. Ну, допустим, как Хиросима. Или Чернобыль. Но зато без радиации. Экологически чисто.
Разве жителям загазованного Парижа или Лондона не захочется потратить 200–500 евро, чтобы побывать в городе, где произошел Большой Взрыв? Конечно, захочется. Особенно, если в рекламной брошюре указать, что в Луганске практически нет выходцев из Арабских Эмиратов, и за все время тура турист не увидит здесь ни одной женщины в хиджабе и не услышит крика муэдзина, сзывающего правоверных на вечерний намаз.
Экскурсия на разрушенный завод. Экскурсия на копанку. Фотография на фоне мужественных шахтеров. Экскурсия на территорию разрушенной военной части. Фотография бомжей, проживающих на территории разрушенной военной части. Экскурсия в разрушенный НИИ. Фотография продавцов рынка, торгующих на территории разрушенного НИИ.
При грамотном походе, конечно, нужно будет создать сеть ресторанов, где национальные блюда исчезнувшего города — пельмени, вареную колбасу с тушеной капустой и «маленькую» — будет продавать официанты в коногонках.
Непременно нужна эстрадная программа, где в театрализованном действии будет элегантно показано вторжение демократов в Луганск, захват ими почты, телеграфа и интернета.
Под занавес можно запустить луганских поэтов с их интимной и гражданской лирикой. Но ненадолго, потому что зрители уже ждут оркестр с хитами Михаила Круга, ради которого, собственно, в Луганск приехали ВИП-туристы с Брайтон-Бич Оклахомы и Мельбурна.
Ирина Петрова