OBZOR.com.ua

как жить в Луганске

Луганск стальной и глиняный

21 февраля 2013,  четверг. Последнее обновление в 13:28

Блоги

Пареньку из Луганской глубинки очень хотелось сменить хлопок, который казался ему приметой «селюка», на модный, дорогой, блестящий нейлон

На днях мои сограждане разгромили несколько скульптур в парке университета имени Т. Г. Шевченко.

На этот раз не повезло «бычку — соломенному бочку» и, уже традиционно, «Писанковому льву», которого Курило взял к себе в парк, заверив дарителей из Львова, что на территории университета лев точно не пострадает.

Но ошибся.

Комментарии к посту о разгроме нетрудно предугадать. Конечно же, заговорили в очередной раз о том, что Луганск — город «вандалов и дебилов».

Поразительно, что когда рабочие в Греции разрушают улицы и магазины в знак протеста, блогеры не пишут, что Афины — город дебилов. Равно как и после акций в Лондоне Риме. Вероятно, разгромить полгорода означает выйти на новый уровень отношений, предполагающих респект, в отличие от мелкого ущерба парковой скульптуре.

Впрочем, рядовым лугачанам трудно соревноваться в деле разрушения с собственным мэром, который в ходе борьбы за «красоту города» спилил уже половину деревьев. Но попытаться можно.

На днях один местный блогер отыскал в Сети снимок африканских детишек, которые, увидев фотоаппарат у больших белых братьев, сделали себе совершенно такой же, но из глины. И имитируют процесс съемки.

Комментарий блогера к этому материалу был с претензией на культурологическое исследование. Вероятно, он, как и многие луганчане, не подозревает о существовании карго-культа.

Со своей стороны, я заметила, что знаю город, в котором не только фотоаппараты из глины. В этом городе есть глиняные газеты и университеты. Глиняные фирмы и глиняные депутаты. Глиняные частные клиники и арт-студии. Глиняные благотворительные фонды и глиняные инвесторы.

И вот что интересно: не жалея себя, лепят эти интересные вещи далеко не все луганчане. Более того, осталось немало сограждан, которым так и не удалось поверить, что в глиняном университете можно чему-то научиться, а глиняная газета содержит важную информацию.

То есть, поклонников культа карго на порядок меньше, чем взрослых жителей в городе.

При этом служители глиняных газет и глиняных телеканалов обвиняют всех остальных, в том, что они — «дебилы и вандалы». Это отчего? Оттого, что вместо того, чтобы поклоняться чему-то из глины, «дебилы и вандалы» это разрушили, друзья.

Недавно я наткнулась на первоисточники поклонения глине, читая воспоминания современников о Василии Стусе. В начале 60-х годов Стус вел речи о том, как плохо живут он и его сограждане. В качестве примера указывал, что надеты на них «китайские рубашки». Я расспросила стариков, были ли такие рубашки в то время. Да, были. 100-процентный катон. Стоили пять рублей.

Что не нравилось Стусу? А то, что Европа в это время ударными темпами переодевалась в нейлон. Пареньку из глубинки очень хотелось сменить хлопок, который казался ему приметой «селюка», на модный, дорогой, блестящий нейлон.

В чем юмор ситуации, объяснять не буду. Его знает всякий, кто пытался летом или зимой носить нейлоновую рубашку.

Луганск 200 лет был городом стали и бетона. По этому поводу можно шутить и говорить, что грубым луганчанам недоступно очарование красивого тления, бумажных журавликов, макроме и глиняных статуэток. Оно доступно. Но — когда глина не вытесняет сталь. Не пытается занять ее место, друзья. Не говорит, что она — главнее стали и вообще всего-всего.

В Луганске глина давно пытается вести первую партию. Ну, ответ ясен.

Кстати, если что, у меня самой дома одних напильников восемнадцать штук. Есть топор, отвертки. Ну, и молотки, конечно, куда же без них. Прекрасно уживаются с фарфоровой посудой и статуэтками. А если начинают спорить, кто из них главнее, то я говорю фарфоровой балерине, что в следующий раз буду забивать гвозди ею.

И в царстве вещей опять настает мир и покой.

Ирина Петрова