Луганские чудаки (на букву «м»)
Открыв Википедию на слове «Чудак» (на букву «м»), вы не найдете ничего интересного, даже внятного определения.
Больше всего впечатляет пролог к записи:
«Запись закрыта для редактирования в целях предотвращения спама и вандализма».
Дальше — о происхождении слова от чего-то там тюркского.
К счастью, значение понятия знают практически все. Вместо того, чтобы долго и нудно рассказывать собеседнику истории из жизни Н., достаточно просто сказать, что Н. — чудак на букву «м», и взаимопонимание по этому пункту будет достигнуто.
Есть оттенки понятия в женском и мужском мирах. Для женщин чудак не букву «м» — это почти любой мужчина, который мало зарабатывает и неспособен никак компенсировать женщине время, потраченное на него.
Сегодня, накануне Женского дня, мы можем с уверенностью предсказать, что завтра это слово будет звучать из женских уст весьма часто после осмотра подарков от любимых мужчин.
Для мужчин «чудак» — это немного иное. И все-таки разница в определении не столь глобальна.
В Луганске есть немало чудаков (я буду дальше пропускать название буквы, с которой они начинаются на самом деле).
Иногда мне кажется, что большинство из них — мои хорошие знакомые. Но это впечатление обманчиво. Ведь я в Луганске знакома всего с десятью-пятнадцатью тысячами людей. Из них половина — женщины, которые не могут быть чудаками (женского варианта чудаков не существует).
Слово «чудак» вполне применимо к тому, кто, поедая курицу, оставляет у окружающих впечатление, что эта курица умнее и талантливее едока. Но ест ее чудак всегда с апломбом, потому что ему нужно хорошо питаться (как он думает). Зачем ему нужно хорошо питаться? Потому что его дед умер в 95 лет. Следовательно, он должен питаться так, чтобы умереть не раньше 97.
Впрочем, кур чудак ест не столь и часто. Ну, скажем, в первые два года своего брака, пока жена еще не поняла, с кем имеет дело и вкладывает семейный бюджет в хорошую еду. Через два года она прозревает, что это все пустое. Но они с чудаком еще долго живут под одной крышей, так как он не желает освободить помещение. Иногда, чтобы прекратить сожительство, жена объявляет, что уходит в секту, и подарила квартиру Посольству божьему. Есть и другие способы решить проблему.
Сказать, что чудак такой уж гад, нельзя. Нельзя же делать зло и одновременно ничего не делать. Даже напротив — часто чудак бывает приятен в общении. Открыт для конструктива в разумных пределах. Пивка, например, с ним можно попить. «Калинов мост» послушать в его плеере или барда какого-нибудь. (Музыкальные вкусы чудака — это большая отдельная история).
Или, например, чудака совершенно спокойно можно пригласить на какое-нибудьток-шоу, поговорить о мусоре в городе, о курении в неуставных местах.
Замечу, что, пока чудак не откроет рот, он часто кажется представительным мужчиной. Поэтому чудак имеет успех у женщин определенного типа. Бывает не раз женат. По профессии он вполне может быть чиновником, политиком, мэром города.
Но нужно договариваться сразу, что чудак будет просто «лицом», а все решения будут готовить другие люди, и работу тоже будут делать другие.
Так, собственно, луганские чудаки и становятся чиновниками, политиками.
Какой-нибудь школьный друг или собственный тесть говорит:
— А ты не хочешь, например, побыть мэром?
Ну конечно, чудак хочет.
В-первых быть мэром, это значит много фотографироваться. Чудаки это очень любят. (Помним о ток-шоу на телевидении).
Или чудаку предлагают возглавить факультет нового университета. Ну, конечно, он и этого хочет. Чудак с детского сада хотел быть начальником. А кем еще быть чудаку в этой жизни? По сути, он ведь ничего не умеет и никогда ничему не научится.
Чудак довольно быстро выучивает ключевые слова, относящиеся до его должности. Надо просто, чтобы ему кто-то подсказал эти слова.
Чудак идеален везде, где нужно показать лицо, сделать заявление для прессы, или что-то крикнуть: на акции, в президиуме, в фейсбуке. Гоген Солнцев. «Я-я-зь». «Традиции нашей фирмы». «Мы настроены на прозрачные отношения».
Что эти слова означают, он понимает с трудом, да ему и не надо. Потому что управляют участком работы совершенно другие люди. Что будет, когда им надоест, они уедут другую страну, уйдут в декрет или умрут?
Тогда городу, фирме или учреждению настанет конец.
Но чудаку это не столь уж важно.
Потому что он твердо помнит: единственное, что имеет значение — это пасека.
Ирина Петрова