OBZOR.com.ua

как жить в Луганске

Ошибка луганского олигарха

6 марта 2012,  вторник. Последнее обновление в 14:25

Блоги

Есть такой избитый журналистский и «политологический» жанр. Он называется «Ошибка Сталина». Статья на соответствующую тему начинаются примерно так: «Заключив пакт о ненападении с фашистской Германией, Сталин совершил большую ошибку…»

Далее нам рассказывают, как должен был действовать Сталин, если бы был наделен умом, дипломатией, и политическим предвидением, которым сполна обладает автор статьи Вася Пупкин.

Жанр этот очень богат. В нем упражнялись и продолжают упражняться многие и многие люди, зарабатывая этим себе кусок хлеба, а иногда даже хорошие машины и приличные банковские вклады. Существует подраздел жанра, появившийся в последнее время: «Ошибка богатого человека». Этот жанр больше устный. Тут нам рассказывают, что богатый человек неправильно размещает свои капиталы и подбирает себе «некачественную команду».

Я никогда не упражнялась в этих жанрах. Тем не менее, имею свои представления об ошибках богатых людей. Но мои претензии к ним носят не политический и не экономический, а эстетический характер. Сейчас я не о том, что они строят себе безвкусные рыцарские замки, а их жены одеваются в бутиках, но редко догребают до фитнесс-центров. Это как раз прекрасно вписывается в стиль украинского олигарха.

Если учесть, что в большинстве своем наш олигарх — выходец из деревни, первую половину жизни посвятивший выращиванию арбузов на участке своего тестя, которые он собственноручно реализовывал на колхозном рынке, то появление рыцарского замка или делового костюма с золотой розой метр на полметра у его жены вполне объяснимо

Если что и кажется стилистически противоестественным, то это сама тяга к публичности у наших Рокфеллеров. Я хорошо представляю себе, как может обрести первоначальный (и вторичный, и все последующие) капитал сын тракториста, еще в нежном детстве наблюдавший, как его отец по ночам тырит колхозное зерно.

Я с пониманием отношусь к ситуации, когда несколько Рокфеллеров собираются в ресторане райцентра, который (и ресторан и райцентр) принадлежит одному из них, чтобы с размахом отпраздновать свадьбу любимого сына. Стилистически безупречным в данном дискурсе выглядит и похищение невесты, и поездка кумы на свинье и дарение новобрачному «Понтиака», инкрустированного алмазами.

Нарушение стиля настает, когда включаю телик, и те же самые люди начинают рассказывать мне о правильной жизни. И как нам всем вместе ее начать. Когнитивный диссонанс происходящего ощущаю не я одна.

Когда-то существовала богатая традиция высмеивать неправильную речь новых русских. «Анна АхмЕтова» и прочее.

Но, проблема, на мой взгляд, не в Анне АхмЕтовой.

Проблема в том, что правильная жизнь — это жизнь, устроенная по определенным правилам. В этих правилах, как в Талмуде, расписано все.

Что такое правильная жизнь с точки зрения луганского олигарха? Например, как нужно правильно есть?

Правильная еда для луганского олигарха — это жареная картошка, поданная непременно на сковородке. Причем сидеть за столом олигарху надо обязательно в майке и семейных трусах. Все остальное из этого вытекает. (И впоследствии к этому сводится). И вот этот чудный человек, который владеет несколькими шахтами, а может быть, городами, строит себе рыцарский замок. Чтобы утром выйти в трусах на террасу, почесать лапой седую грудь, зевнуть, потереть руки и позавтракать жареной картошкой с салом, поданной на сковородке. Потом он, вздыхая и тихо матерясь (дома он старается не «выражаться») влезает в костюм от Гуччи и со стонами надевает галстук. Галстук его душит. Он в сотый раз сообщает жене, помогающей ему собраться, как он ненавидит галстуки. И жена сочувственно поддакивает. Олигарх едет на телевидение, где у него запланировано выступление. О ситуации в стране будет говорить. О том, как нам всем жить. А по сути дела, должен был бы сказать:

— Как вам жить, уважаемые телезрители? Да так, как живу я. Грести побольше денег. Построить себе замок с минаретами и кухней, на которой можно зажарить быка целиком. Утром выйти к столу. Там уже ждет жена со сковородкой жареной картошечки. Выпить стакан самогона. Он у меня свой, настоянный на целебных травах (Долго и со вкусом рассказывает о своем самогоне). Закусить малосольным огурцом. Огурцы у меня тоже свои. (Рассказывает, как чудесно его жена консервирует огурцы). Поесть как следует. И набравшись сил, продолжать грести, все, что плохо лежит, дальше.

Я снимаю трубку. Набираю номер студии, по которому уважаемым телезрителям предложено задавать вопросы герою передачи. И говорю:

— Николай. Ты так многого добился в жизни. Но так и не решился выступать перед уважаемыми телезрителями в том виде, в каком тебе удобно. Ведь ты же хотел приехать в студию в трениках, правда? Ведь тебе хочется учить нас жизни, развалившись за столом в майке и семейных трусах? У тебя шестьдесят миллионов в оффшоре и ты ненавидишь носить галстук. Так сними его как можно скорее!

Взгляд Николая Г., политика и бизнесмена, становится осмысленным. Он вздыхает полной грудью. Встает. Резким движением сдергивает ненавистный галстук. Сбрасывает пиджак. Срывает рубашку. Остается в майке. Чешет грудь. Широко зевает. Стилистическое единство достигнуто. Когнитивный диссонанс исчез. Теперь луганский олигарх безупречен. Штаны Николай снимает уже по своей инициативе. И после окончания передачи, идет к своему «Мерседесу» в том единственном виде, в каком ему комфортно: в майке и семейных трусах. По дороге к «Мерседесу» он хлопает по заднице уборщицу, которая специально для этого случая моет пол на телевидении не шваброй, а в такой позе, как надо. Свита олигарха хохочет счастливым смехом и аплодирует жизнелюбивому Николаю.

Ирина Петрова