Кабмин усиливает дискриминацию переселенцев из зоны АТО
5 октября 2015, понедельник. Последнее обновление в 19:02
По данным УВКБ ООН, по состоянию на 18 сентября 2015 года в Украине было зарегистрировано 1 495 596 переселенцев. Впрочем, точность этих цифр сомнительна, в том числе из-за несовершенства системы учета, а значит, реальная численность может быть гораздо больше.
Однако правительство Украины до сих пор не считает массовое внутреннее перемещение граждан реальным вызовом для страны. Так, 19 августа на заседании правительства Арсений Яценюк подтвердил этот тезис, заявив, что цифры сомнительны и нуждаются в проверке и подтверждении того, что зарегистрированные как временно перемещенные лица действительно проживают на соответствующих территориях, а не на оккупированных.
И хотя правительство приняло ряд нормативно-правовых актов, которые "помогли" бы выяснить реальное количество ВПЛ и места их проживания на территории Украины, в июне и августе текущего года Кабмин разработал еще несколько механизмов контроля за переселенцами.
Так, 15 июня на заседании правительства постановлением №427 были внесены изменения в Постановление КМУ №505 от 1 октября 2014 года. В частности, все выплаты помощи переселенцам будут осуществляться только через Ощадбанк.
Продолжая свое выступление 19 августа на заседании правительства, премьер-министр также отметил, что располагает информацией об обслуживании карточек для получения пенсии по ночам в учреждениях развлекательного характера. Отсюда вывод: информация о движении средств на персональных счетах пенсионеров-переселенцев, открытых в АО "Ощадбанк", мониторилась и была передана третьим лицам. Кроме того, характер высказываний премьера свидетельствует о том, что в правительстве отсутствует понимание простых вещей: пенсионер, как и любой другой гражданин, волен тратить свои средства когда, как и где ему заблагорассудится, если это не противоречит законам.
Вскоре после этого выступления А.Яценюка была официально обнародована еще одна "инициатива" — постановление №615 "О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 30 августа 1999 г. №1596 и от 5 ноября 2014 г. №637", которым было установлено, что выплаты пенсий переселенцам будут осуществляться исключительно через Ощадбанк.
Как и ранее, нововведения не обсуждались с общественностью, а о принятом правительством решении стало известно из сообщения на правительственном портале только 26 августа.
Как Ощадбанк становится собесом
Важно отметить, что на Ощадбанк возложена функция не только открывать счета для указанной категории лиц, но и осуществлять прием заявлений и документов для назначения этой адресной помощи, что должно сопровождаться социальной и правовой консультацией.
Общественные организации ВБФ "Право на защиту" и БФ "Восток-SOS" решили проверить готовность Ощадбанка принять на себя, помимо банковской, роль социальных работников в вопросах помощи переселенцам. Мониторинг был проведен в 210 банковских отделениях в 13 областях, где проживает наибольшее количество переселенцев. Его результаты показали: в 90% отделений отсутствует какая-либо информация об оказываемых услугах для переселенцев, в 42% — переселенцев отправляют оформлять адресную помощь в другое отделение банка или просят записаться на прием через контакт-центр. В отделениях банка также отсутствуют бланки заявлений и их образцы. Переселенцам рекомендуют скачать их на сайте, не принимая во внимание тот факт, что 67% из них — пенсионеры.
Результат мониторинга с рекомендациями был представлен руководству Ощадбанка и должен был быть представлен на совместной пресс-конференции.
Закрытый Ощадбанк
Юристы "Восток-SOS" решили узнать и о том, каким образом будут защищены персональные данные переселенцев. Собирается ли банк передавать данные о движении по счету и станет ли это причиной для лишения выплат и снятия с учета переселенцев. Направив в Минсоцполитики и Ощадбанк запросы с просьбой предоставить договор, где говорится о порядке обмена данными, юристы с удивлением обнаружили, что Минсоцполитики считает данный договор "конфиденциальным", а Ощадбанк вообще не считает нужным отвечать, игнорируя тем самым закон "О доступе к публичной информации". Общественные организации уже подали иск в суд и будут добиваться получения текста данного договора, касающегося 1,5 млн граждан.
Пресс-конференция с презентацией результатов мониторинга по готовности Ощадбанка обслуживать переселенцев состоялась. Несмотря на договоренности, представитель Ощадбанка отказался от участия за 10 минут до начала мероприятия, тем самым лишив возможности переселенцев узнать позицию банка.
Издевательство или некомпетентность Минфина
Зато без приглашения и согласования на пресс-конференцию, организованную ВБФ "Право на захист" и БФ "Восток-SOS", пришли представители Министерства финансов Украины, сообщив, что вполне могут заменить представителей Ощадбанка.
Спикером выступил замдиректора департамента финансов здравоохранения и социальных программ Андрей Рязанцев, который рассказал о причинах принятия правительством таких решений: "Учитывая информацию, полученную в том числе из открытых источников (вы также читаете прессу и знаете), о выплате пенсий лицам, которые в действительности не являются переселенцами, и получают эти деньги, находясь где-то в других местах, было принято решение о мониторинге. Почти 70% переселенцев — это пенсионеры. И проведенное исследование доказало, что около 50% реципиентов помощи от государства осуществляют определенные, несвойственные этой целевой аудитории, транзакции… Так, 22% транзакций совершаются в ночное время — с 22:00 до 4:00".
И снова основанием для введения ограничения переселенцев оказываются данные, полученные Минфином от банка. При этом непонятно: на каком основании поводом для приостановки выплат может стать снятие денег в ночное время?
Однако дискуссия с представителем Минфина стала невозможной после его заявления о том, что жители оккупированных территорий, не оформленные в качестве переселенцев, продолжают получать пенсию: "Согласно законодательству, на их карточные счета перечисляются пенсии, на те счета, которые были у них открыты".
На вопрос о том, как физически пенсионер там получает деньги, Андрей Рязанцев ответил просто: "Как они физически получают деньги, я вам на сегодня сказать не могу. Как каждое физическое лицо получает деньги по своему карточному счету. Право обслуживать пенсионные расходы на сегодня распределено между всеми банками"…
Продолжать далее дискуссию стало бессмысленно. Уже полтора года пенсионеры, находящиеся на оккупированной территории, не могут получать пенсии. Правительство то и дело пытается "отлавливать" тех, кто вернулся, но успел переоформить выплаты — единственный источник существования, заработанный своим трудом в течение всей жизни. И в то же время представитель профильного министерства прямо в глаза врет журналистам о том, что пенсии можно получить в оккупированном Симферополе или Донецке…
Ну а выводы таковы:
1. Ограничение переселенцев в свободном выборе банка является нарушением свободы договора и выбора контрагента, осуществляющего услугу. Необходимость определять единственный банк для предоставления такой помощи остается неясной.
2. Выделение переселенцев-пенсионеров и переселенцев — получателей помощи в отдельную группу с ограничением их прав является дискриминационным. Правительство решило сделать "более комфортными" и "защищенными" выплаты не всех пенсионеров в Украине, а лишь пенсионеров с территорий, неконтролируемых украинской властью.
3. Учитывая тесные связи между государственным банком и правительством (уже сейчас есть факты раскрытия банковской тайны), это влечет за собой дополнительные проверки переселенцев на предмет их нахождения на зарегистрированном месте проживания. Так, любой пенсионер в Украине может перемещаться по территории страны и за ее пределы и расплачиваться своей картой, а пенсионер-переселенец — нет.
4. Отказ предоставить общественности текст договора между Ощадбанком и Минсоцполитики противоречит нормам Закона "О доступе к публичной информации", так как в данном договоре речь идет о передаче Ощадбанку властных полномочий — приема документов для назначения адресной помощи, а также вопросов, связанных с распределением бюджетных средств.
5. Отсутствие текста договора также несет в себе угрозу возможного нарушения в области защиты персональных данных (довольно чувствительных) о тех людях, которые покинули зону конфликта, оставив на неконтролируемой территории имущество и родственников. Так, неясным остается, каким образом банк будет передавать данные в собес и получать их от него.
6. Несмотря на постоянные намерения Кабмина всех пересчитать, единая онлайн-база переселенцев, к которой имели бы доступ все причастные министерства и ведомства, до сих пор не создана. Все данные обновляются раз в две недели и передаются между ведомствами на флешках.
7. Единой государственной целевой программы, направленной на решение проблем переселенцев, по-прежнему нет. Как нет и уполномоченного органа, который бы занимался проблемами более 1,5 млн граждан, пострадавших от военного конфликта. Проект программы, разработанный Минсоцполитики, — декларативный. А его выполнение, в случае принятия, — под большим сомнением, так как в тексте проекта отсутствуют возможные источники финансирования, что не соответствует правилам оформления программ и свидетельствует о формальном подходе. Программа ради программы, когда все знают, что не выполнят ни пункта из написанного.
Автор: Александра Дворецкая, координатор юридического направления инициативы "Восток-SOS" для ZN,UA