Заваленные в шахте в Луганской области охотники за металлом провели под землей 7 суток
26 февраля, отправившись в закрытую еще в 1992 году шахту «Ленинская» Свердловского района на поиски дармового металла, двое жителей поселка Ленинский и не предполагали, что им предстоит просидеть в заточении под землей больше недели. Когда «старатели» забрались на глубину 24 метра, за их спинами произошел обвал (как теперь поясняют специалисты, оползень), преградив путь обратно.
— Под землей оказались 38-летний Анатолий Дьяченко и 34-летний Алексей Александров, — рассказал начальник отдела по вопросам чрезвычайных ситуаций Свердловского горсовета Александр Леонов. — Вообще-то изначально их было трое, но 48-летний Валерий, родной брат Алексея, немного отстал и оказался перед завалом.
Судя по всему, сначала завал был еще не настолько плотным, и Валерий имел возможность разговаривать с братом. Они попытались раскопать проход — Алексей и Анатолий со своей стороны, а Валерий — со своей. Но перед этим несколько дней подряд шли дожди, земля была влажной, а поэтому все их старания оказались тщетными. Дело в том, что оползень разрыть снизу практически невозможно, и завал только еще больше укрепился.
— Валера пришел к нам и ничего не сказал, только успокаивал, дескать, Леша задерживается, будет не скоро, — рассказывает Ирина Лисица, супруга Алексея Александрова, у которой двое маленьких детей . — Думаю, мало ли какие у него дела. Вроде бы деньги пошел зарабатывать. Из его брата невозможно было вытянуть ни слова, это уже позже мать Толика подняла панику.
А тем временем минули третьи сутки, как ушли «поисковики». Брат Алексея Валерий — третий член «бригады», испугавшись ответственности, ударился в бега. И еще одно удивляет: даже когда весь поселок уже знал из слухов о том, что завалило парней, никто не пытался им помочь.
— В воскресенье я вышла на улицу, смотрю — люди столпились и что-то обсуждают, — вспоминает мама Анатолия Дьяченко Нина Николаевна. — Я спрашиваю, что случилось, а мне в ответ: «Ты чего прикидываешься, будто не знаешь, что твоего сынка завалило в шахте?» Я подняла крик и сразу же поехала в милицию, оттуда спасателям и сообщили о беде. Как знать, может быть, хлопцы там и погибли бы, не подними я шум.
К поиску приступили и горноспасатели, и шахтеры соседней шахты «Харьковская», и силы МЧС. Дело в том, что горные выработки у «Ленинской» — общие с шахтой «Харьковской». Поэтому решили идти с их стороны. Разобрали перекрытые проходы, но, пройдя несколько сотен метров, вынуждены были остановиться перед точно таким же оползнем.
Горноспасатели сообщили заседавшей в это время комиссии на шахте «Харьковская», что дальнейшее продвижение невозможно, к тому же есть угроза повторных обвалов. И получили команду вернуться назад. Сразу же начали рассматривать другие варианты спасения людей, к примеру, попытаться пройти в районе старой вентиляционной шахты. Туда пошли сам директор шахты «Харьковская» Николай Яковлев и председатель Ленинского поссовета Александр Яцюк. Но там все было намертво закрыто оползнем. Выслушали всех специалистов: горноспасателей, угольщиков, представителей горнотехнической инспекции — и решили пробурить скважину в районе первого оползня, в непосредственной близости от того места, где парни спустились под землю. (Место оползня видно на поверхности. Это воронка диаметром пять-шесть метров). Пригнали буровую технику. Маркшейдеры определили место, но, пробурив 47 метров, выработку так и не нашли. Вторая попытка была более удачной — на глубине 24 метра бур попал в пустоту. Опустили туда громкоговоритель и попросили ребят в течение 12 часов подойти к этому месту. Шли уже пятые сутки их пребывания под землей! Когда истекло 12 часов, была дана команда сворачивать работы и уезжать.
В горисполкоме шло заседание, посвященное чрезвычайному происшествию, и через несколько минут было бы принято решение считать этих двоих парней без вести пропавшими. Но именно в этот момент зазвонил телефон: оказалось, когда стали вытягивать кабель громкоговорителя, кто-то за него ухватился и по обратной связи закричал: «Мужики, мы здесь, мы живы!»
Как только наладилась связь, людям стали спускать еду: куриный бульон, горячий чай, шоколад, мед. Ведь что они ели все эти дни? Да ничего, если не считать кожаного ремня, который был на одном из них…
Спасатели старались подбодрить мужчин, успокоить. Подумать только, столько дней без света, в холоде!
— Работу осложнял дождь, — говорит Михаил Слесарев. — Легче стало в ночь с 3 на 4 марта — морозец прихватил. Но когда проходили мокрую глину, бур постоянно забивался. Потом пошел сухой суглинок, и дело продвигалось быстрее. А потом — сланец. Замена механизма...
Скважина диаметром 350 миллиметров была готова примерно к 20 часам 4 марта. Затем приступили к ее расширению на диаметр 650 миллиметров, по ориентировочной ширине плеч, чтобы затем вытащить людей из колодца. Однако когда оставалось пробурить всего три метра спасительного колодца (около 4 часов утра 5 марта), поломалось зубчатое колесо редуктора буровой установки. Ситуация осложнилось еще и тем, что практически в это же время оборвалась и связь по проложенному вниз к «каменным пленникам» специальному телефону. Была вероятность того, что мог возникнуть новый обвал, вызванный бурением. Помимо этого здесь под землей собирается, в старых выработках углекислый газ. Здесь добывали уголь в 60-70-х годах, а деревянные перекрытия гниют, вот газ и скапливается. Но, к счастью, все же связь через несколько часов удалось наладить. А вот с буровой установкой было уже куда сложнее.
— Поломка была очень сложная, та как изготовление новых деталей заняло бы минимум неделю, — поясняет начальник свердловского шахтопроходческого управления Николай Тесля. — Но благодаря, можно сказать, счастливой случайности были найдены необходимые запчасти. Дело в том, что по стандартам советского времени к нашей буровой установке один к одному подошли детали заднего моста автомобиля «КрАЗ».
— Как вы там? — спрашивает один из спасателей по аппарату связи. — готовы к подъему?
— Сил нет терпеть — слышен был ответ, правда, тут же кто-то из них двоих признался. — Мы боимся подойти к отверстию, вдруг обвалится.
— Да ты не бойся, — продолжает спокойным голосом говорить спасатель. — Смело подойди к скважине и внимательно обследуй: пролезешь или нет? Если да, то закрепи на себе спасательный пояс и жди — сейчас будем тебя поднимать.
К этому моменту к скважине подтащили ручную лебедку, похожую на ту, которые стоят на обычных колодцах. Первым на поверхность вылез Дьяченко. Когда его посиневшая от холода рука появилась из колодца, его тут же обступили спасатели и врачи, а стоявшая поодаль мать Нина Николаевна все многократно повторяла, как завороженная: «Спасибо, хлопцы. Дай Бог вам здоровья. Спасибо!»

Вторым на поверхность был поднят Александров. Первое, что он сказал на поверхности, так это то, что самочувствие у него нормальное, а страшно вовсе и не было.
Сейчас спасенные госпитализированы в Свердловскую горбольницу. По словам врачей, повреждений у них никаких и даже ссадин нет. И хотя они по началу и хорохорились, дескать, им было не страшно, все равно из стрессового состояния еще не вышли. Лишь лежат на больничных койках и молчат. Сильный стресс — поясняют врачи.
Спасение с многометровой глубины людей подобным образом, путем бурения колодца было проведено впервые в истории украинского спецшахтобурения. Мало того, как утверждают специалисты, оно уникально и для всего мира. Дело в том, что аналогичная спасательная операция была осуществлена несколько лет назад в Америке, когда с глубины около четырех десятков метров доставали людей. И вот свердловский случай стал вторым в мировой истории.
— Проведение аварийно-спасательных мероприятий по освобождению из завала двух пострадавших можно назвать примером организации ликвидации ЧС местного уровня. Здесь была показана высококвалифицированная деятельность всех без исключения должностных лиц, начиная от первого заместителя мэра г. Сердловск М.И. Слесарева, а также рядовых спасателей. Не взирая на все технические и организационные проблемы, аргументированные основания на прекращение спасательной операции, было принято единственное правильное решение — сделать все для спасения людей. После доклада губернатору об итогах проведения аварийно-спасательных мероприятий, А.С. Ефремов принял решение принять у себя и поощрить всех отличившихся должностных лиц и спасателей за достойный профессиональный труд. Это еще раз подчеркивает, что в нашем регионе жизнь человека является приоритетной задачей для всех должностных лиц.