Бензин на луганских АЗС разбавляют «ослиной мочой»
Автомобильный социальный портал AutoVisio проанализировал качество топлива на украинских АЗС: проверке подверглись два восточных региона — донецкий и луганский.
Об этом сообщает Vlasti.net.
В каждой из областей проверяли как крупные сети, так и региональные, и мелкие АЗС-одиночки (всего порядка 25 АЗС в области). Отбирали, как правило, по 2 пробы на каждой заправке (одну — 95-го, одну — 92-го). Единственное исключение из правила — Алчевск, где на двух АЗС отобран только А-92, поскольку А95 отсутствовал.
В Луганском регионе пробы брали на АЗС OKKO, Parallel, Авиас, Marshall, ТК, Вигос, Сириус, ukrtoplivo.ua и некоторых других, имеющих адрес, но не имеющих названия.
В Донецком регионе — на АЗС WOG, ОККО, Parallel, КИП, Pilot, Монблан, Petrol, DP, Артемида, Юкойл и опять же несколько безымянных АЗС.
Лабораторный анализ показал, что 24 из 48 проб не соответствуют заявленным ДСТУ 4063–2001 или ДСТУ 4839–2007 (в соответствии с сертификатами, которые были предъявлены специалисту по отбору проб на АЗС). При этом отступления от заявленных стандартов качества выявлены на 17 проверенных заправках. Даже если вынести за скобки отклонения, находящиеся в пределах технологической погрешности, все равно остается 13 заправок, продающих откровенно нестандартное топливо.
При этом бывали случаи, когда даже видавшие виды эксперты удивлялись: неужели «такое» может называться топливом и спокойно продаваться на украинских заправках. Например, бензин в котором содержание серы более чем в 100 раз превышает норму; или который на 50–60% состоит из этанола или полипропиленового спирта; или в котором бензола в 20 раз больше, чем положено. В Донбассе такое возможно. А еще там ухитряются торговать топливом с сертификатами завода, остановленного более года назад — Лисичанского НПЗ. Вот такая специфика региона.
Крупные сети
«Коренным» жителем восточного региона можно считать сети под брендом Параллель, выросшую на этих землях. Хотя в последние годы здесь активно развиваются и их конкуренты с Запада — ОККО и WOG. В целом все перечисленные крупные игроки проверку на качество выдержали, подтвердив аксиому: шансы, нарваться на «бодягу» на АЗС известных брендов несравнимо ниже, чем в мелких топливных сетях или АЗС-одиночках. Среди них, конечно, тоже есть добросовестные торговцы, но тут навскидку не угадаешь. Ну, а теперь чуть подробнее о том, что эксперты выявили у «тяжеловесов».
АЗС Параллель. Отдавая должное крупнейшему на Донбассе бренду, в Луганске замеры эксперты провели дважды. Судя по показателям из лаборатории, А-92 имеет примерно одинаковые характеристики, а вот бензин А-95 Евро на АЗС в Луганске чуть не дотянул по показателю серы до Евро5 — твердая «еврочетверка».
АЗС ОККО. Бензин на их АЗС поступает из Литвы — для А-95 Евро, и из Белоруссии — для А-92 Евро. Оба продукта по всем параметрам вписались в стандарт «Евро-5». В ходе проверки сеть отличилась самым высоким октановым числом по моторному методу среди всех проверенных (А-95 Евро — в Луганске).
АЗС Авиас — эксперты брали пробы только в Луганске. Судя по документам на топливо, бензин на этой АЗС был отечественного производства из Кременчуга. Согласно выводам лаборатории, пробы соответствовали стандарту Евро4. Однако бензин А-95 Евро все же попал в список сомнительных АЗС — в данном бензине ароматических углеводородов оказалось больше нормы, хотя, как и в вышеописанном случае, в рамках погрешности.
Объезжаем стороной
На Луганщине эксперты нашли несколько АЗС, на которых продавали откровенную бодягу. Это заправка Сириус, расположенная на трассе Донецк-Луганск, и безымянная АЗС в Алчевске (ул. Советская, 1А). На всех АЗС бензин якобы произведен в Шебелинке, но такое впечатление, что на местном коксохимзаводе. Либо он не имеет никакого отношения к Шебелинскому ГПЗ, либо серьезно «модифицирован». Так, на безымянной АЗС в бензине А-92 Евро превышение серы оказалось в 3,5 раза, а бензола — в 20!
На АЗС Сириус продавали бензин старых стандартов А-95 и А-92, в которых, по сравнению с более новым бензином, допускается в пять раз больше бензола и в три раза больше серы. Так, превышение бензола оказалось в 5–6 раз.
Подробнее о всех остальных нарушениях и нарушителях — читайте ниже в таблице.
АЗС, которые на момент взятия проб торговали бензином, несоответствующим ДСТУ (выделено красным), либо бензином, у которого некоторые параметры находятся в рамках погрешности.
Откуда «дровишки»?
Согласно документам, полученным на АЗС вместе с пробами топлива, 30% бензина поступают в регионы с отечественных заводов — Кременчугского, Шебелинского и что самое интересное… Лисичанского. И как раз в этом сегменте преимущественная часть бензина не соответствует стандартам качества. Не говоря уже о том, что Лисичанский завод уже год как не отпускает топливо. То есть АЗС, которые торгуют бензином якобы Лисичанского НПЗ, на самом деле имеют, мягко говоря, не самые белые источники поставок. Такой бензин есть на АЗС Сириус (Луганская обл.), ТК (Луганская обл.) и КИП (Донецк). Все 4 пробы Лисичанского происхождения оказались «бодяжными».
Похожая ситуация и с бензином с работающего НПЗ в Шебелинке — из 8 проб, не соответствовало стандартам 6. К слову, «раритетный» лисичанский бензин эксперты обнаружили даже в Киеве. Причем не на безымянных заправках, а в сети Shell. Водители, будьте внимательны.
Оставшиеся 34 пробы — бензины иностранного происхождения. Но и здесь не все гладко: 10 проб оказались за гранью допустимых норм, то есть либо это контрафактное топливо с поддельными документами, либо «разбодяженный» до неузнаваемости нормальный бензин. Что в любом случае крайне противопоказано автомобилю.
Не забыли эксперты и о дизелистах. Конечно, анализ тяжелого топлива в этот раз не делали, однако документы на него с каждой АЗС прихватили. Так, ДТ с неработающего Лисичанского завода было обнаружено на двух АЗС — одна безымянная в Алчевске и АЗС ТК с. Белое (трасса Донецк-Луганск).