Археолог нашёл в Луганске старое еврейское кладбище
Заброшенный пустырь в Каменнобродском районе оказался старым еврейским кладбищем. На нём до сих пор сохранились могильные плиты.
Об этом Обзору рассказал Алексей Бритюк, краевед и руководитель ГО «Луганська археологічна спілка».
«Мне давно хотелось найти старое еврейское кладбище в Луганске. Раньше я встречал отдельные могилы 70-80-х годов со звёздами Давида на Каменнобродском районном кладбище. И только сейчас понял, что старое еврейское расположено непосредственно за ним. Когда в 60-ых его закрыли, евреи стали хоронить своих умерших на новом месте», — рассказывает Алексей.
По словам историка, есть мнение, что и это не самое старое еврейское кладбище Луганска, а место, куда его перенесли.
«То есть история ещё более запутанная, чем может показаться. Нужно копаться в архивах», — говорит он.
На сегодняшний день старое еврейское кладбище это пустырь, на котором пока что нет строений. Однако, по мнению, краеведа, это ненадолго.
«Судя по тому, что вокруг плотным кольцом расположились заборы частных домов, судьба этого участка, а вместе с ним — и остатков кладбища, — быть проданными. Земля сейчас в этом районе стоит недёшево», — считает Бритюк.
По словам археолога, скорее всего именно на этом кладбище была похоронена мать Матусовского, Эсфирь.
«Рассказывают, что в 70-е годы, когда кладбище стало практически свалкой, поэт написал письмо в обком партии, и потребовал привести его в надлежащий вид. И если это не будет сделано, то больше никогда не приедет в свой родной город. Городские власти отреагировали: перенесли могилу Эсфирь Михайловны на новое кладбище. Эта история нашла отражение в стихотворении Матусовсого „Еврейское кладбище в Луганске“», — рассказал историк.
Историк уверен, что даже если тут в скором времени построят частные коттеджи, нужно оставить хотя бы одно надгробье, и поставить памятный знак о том, что здесь похоронены люди, немало сделавшие для Луганска.
Алексей Бритюк: «Берцовая кость человека, судя по сохранности 100–150 летней давности».
Алексей Бритюк: «Именно эта надгробная плита — самое яркое свидетельство того, что это было еврейское кладбище».
Плита надгробья.
Алексей Бритюк: «Практически целый склеп с остатками надгробной надписи и классического еврейского „знака“ — возможно, протянутой руки».