Луганский батюшка подал в суд на своих прихожан
Священник Луганской епархии, митрофорный протоиерей Андрей Дубина из храма Святого Пантелеимона Целителя (на территории областного онкодиспансера) в октябре 2011 года подал в суд на своих прихожан за клевету.
Об этом пишет газета «Молодогвардеец».
По информации газеты, священник предъявил к ответчикам иск «о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда» на 5000 грн, а также потребовал наложить арест на их имущество. В том послании упоминались и слова Макария Оптинского: «Овца пастыря не судит», и слова Иоанна Златоуста: «Кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога».
Однако прихожане-ответчики не растерялись и в свою очередь подали возражение. В нем они сообщили, что деятельность настоятеля храма противоречит действующим духовным и гражданским законам. По мнению ответчиков, истец не обосновал взыскание с них 5000 грн (из чего, собственно, состоит заявленная сумма?), не предоставил свидетельств о причинении ему морального вреда, а также не приложил надлежащего расчета его размера.
В марте 2012 г. суд закончился, так, по сути, и не начавшись. Адвокатом отца Андрея Дубины было подано заявление, где истец отказывается от своих требований.
При этом, ответчики были против закрытия дела. У них было достаточно фактов для того, чтобы в судебном заседании поменяться с истцом ролями.
На судебный иск протоиерея прихожане обратились к митрополиту Луганскому и Алчевскому Иоанникию. В своем письме они заявили, что все являются пострадавшими от духовнической практики отца Андрея и просят разрешить возникшую проблему на церковном суде.
В качестве доказательства вины своего пастыря верующие приводили примеры нарушения им тайны исповеди; назначения всем без исключения епитимьи (т.е. наказания) за каждый грех – по 150-500 поклонов; отлучения из-за личной неприязни от святого причастия до 10 лет; использования оккультных методов «лечения»; понуждения к принятию монашества для последующих работ в личном «монастыре» на приватизированных им землях и т.д.
По информации газеты, еще в 2005 г. к митрополиту Иоанникию обращались более двадцати прихожан храма Святого Пантелеимона Целителя с жалобой на действия протоиерея Андрея Дубины, которые выражались в «фарисейском отношении к таинствам, насилию в исповедании и исполнении его «пророческих советов», жестокости, корыстолюбии и своеволии». Молитвенники просили митрополита «отправить в запрет протоиерея для покаяния и спасения не только его души, но и многих, ищущих спасения в православной церкви».
Прихожане писали о том, что отец Андрей предлагал повторные крещения с переменой имени, публично разглашал подробности исповедей кающихся, объявлял других православных священников «безблагодатными», заставлял разводиться с супругом и вступать в брак с другим малознакомым человеком, менять работу и место жительства, продавать имущество и жертвовать на его храм. Нередко в качестве «жертвы» на церковь фигурировали дома, квартиры, а жертвователи становились «монахами частного монастыря».
В издании отметили, что из Луганской епархии на письма прихожан долгое время не было реакции. Только после обращения верующих в июле 2011 г. в отдел по делам религий облгосадминистрации была организована встреча мирян с митрополитом Иоанникием. На той встрече верующие хотели получить у святого отца ответы на многие вопросы: можно ли заниматься целительской практикой на территории храма, имеет ли отец Андрей дар пророчества и целительства от Бога, являются ли храмы, находящиеся в ведении Дубины, монастырями. На эти вопросы митрополит ответил отрицательно.
В августе 2011 г. прокурору и начальнику милиции Краснодонского района от граждан В. и А. поступило заявление о том, что на территории храма с. Красное находится гражданин Т., 22 лет, уроженец Донецкой области, инвалид, которого насильно удерживают в стенах «монастыря», забрав паспорт, отобрав пенсию, заставляют выполнять непосильные функции подсобного рабочего.
Через некоторое время в правоохранительные органы Краснодонского района поступило обращение от гражданки Г. о том, что ее 13-летняя дочь, находясь на «послушании» в монастыре с. Красное, выполняла непосильную физическую работу, подвергалась избиениям от монахинь, в результате чего возникло нервно-психическое расстройство.
Сын другой гражданки Г. по совету настоятеля храма продал свое жилье и дважды покупал втридорога квартиры, которые мошенническим путем были отобраны у пьющих людей. «Андрей Дубина, прикрываясь священническим саном, – писала она, – умышленно наносит вред здоровью людей, семьям с целью подчинить самому себе, завладеть имуществом людей и поработить семьи для личного обогащения. На эти деньги он строит «храмы» и «монастыри», которые на самом деле построены на крови и костях тел и душ обманутых им людей».
После рассмотрения на заседании епархиального совета Луганской епархии УПЦ под председательством Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Луганского и Алчевского, которое состоялось 23 марта 2012 года, многочисленных жалоб на священника, епархиальный совет применил к нему меры канонического прещения (т.е. наказания): лишил его права ношения Митры и Креста с украшениями сроком на 6 месяцев.