Луганского художника обвиняют в плагиате
Работы луганского художника Дмитрия Сергиенко оказались плагиатом на картины российского живописца Олега Маркелова.
Об этом пишет луганский блогер jyrnalist.
Речь идет о цикле картин — пентаптихе о древнерусских князях. Первая картина называется «Битва Святослава в Диком поле с хазарами». Вторая под условно рабочим названием «Ольга». И третья посвящена князе Владимиру, сыну Святослава, том самом, который крестил Русь.
«Произошла целая цепочка событий в моей жизни, которые натолкнули на этот проект. Много лет назад я делал литографии, посвященные нашим князям — получилось 5 эскизов для будущих картин. — Рассказывает в интервью сайту luganews.com Дмитрий Сергиенко. — Наша история просто затирается. И я надеюсь, что она будет существовать хотя бы в моих картинах для следующих поколений. Каждый сантиметр основан на фактах, целая цепочка, за которую в будущем ученые и исследователи будут хвататься и искать… Я старался максимально приблизить сюжет к историческим фактам. Святослав был первым, кто носил „оселедець“, он сражался двумя мечами, один из них он потерял и, поговаривают, по этой причине и погиб. И вся картина — это передача собранных археологических документов».
А вот и сама картина Дмитрия Сергиенко, посвященная княгине Ольге.
А вот написанная несколькими годами ранее картина питерского художника Олега Маркелова.
Блогер связался с Олегом Маркеловым. Благо, на его сайте указан е-мейл. Получил ответы на свои несколько вопросов.
Вот, что рассказал Олег Маркелов:
«Идея возникла во время чтения книги Гумилева „От Руси до России“ в 2004 году. Там более-менее подробно описана история Святослава и Ольги. Хотя и у Карамзина она тоже есть в описании истории государства Российского. Сама по себе история о двух сильных личностях (Ольге и Святославе) пассионариях, как их называет сам Гумилев, меня вдохновила на эту серию. — рассказывает Олег Маркелов. — Таким образом я выбрал ее в качестве темы для дипломной работы в Академическом институте им. Репина, который я защитил на отлично данной серией графических работ в 2005 году. Работы попали в число высоко оцененных и поэтому участвовали в выставке в Санкт-Петербурге и Москве от института в этом же году».
«О плагиате я узнал случайно от своих друзей однокурсников. Сергиенко не побоялся выложить фото „Вконтакте“ с очередной сезонной выставки проведенной в Луганске, где он выставил картину с „Ольгой“. Многих моих друзей сей факт возмутил, о чем они ему написали. Он, никак не комментируя ситуацию, удалил все фото, где фигурировала эта работа».
Это картина «Битва…» с сайта Маркелова:
Это вариант Дмитрия Сергиенко:
На этом фото Дмитрий Сергиенко на фоне «своей» «Битвы…». «Бросается в глаза как он раскрашивает…. Рисунок переведен через копирку» — комментирует Маркелов.
Еще одна фотография, где Сергиенко на фоне «Битвы…»
«Потом я ради интереса прогуглил Сергиенко, продолжает Олег Маркелов, — и натолкнулся на статью в Интернет-газете Луганска… Данный факт меня поверг в абсолютный шок, так как картина с Ольгой оказалась уже не первой (первой была „Битва“) и, как оказалось, этот „гений“ собрался всю серию или ее часть позаимствовать у меня (судя по его комментариям). Но что больше всего меня задело это откровенная циничная ложь про какие-то глубокие исследования, археологию, литографские эскизы и т. д.…»
«Я если честно до сих пор в шоке! — признается Олег Маркелов. — Печатаю вам письмо и чувствую, что начинает трясти… Все-таки, ни много ни мало, работал над серией почти два года. Если считать еще эскизы… Битва переделывалась полностью раза три. Сюжет с Ольгой в Константинополе буквально приснился. Я встал ночью часа в три и зарисовал схему… Но перед этим было множество поисков данной композиции очевидно мозг справился с этой задачей только полностью расслабившись. А Сергиенко бездарно скопировал ее нарушив выверенный до миллиметров ход линии… Это не шутка. Он даже ни чего не понял в сюжете и компоновке, как это не смешно. Ольга, которая у него смотрит вдаль теперь выпадает из композиции не является ее частью и тем более вершиной пирамиды… Однако, чайки остались на месте…»
Своё авторство Олег Маркелов готов защищать через суд. Хочет цитирую «публичного разоблачения лжеца, вора и посредственного художника». «Сама статья это уже факт. Факт то, что он наговорил, похоже, лишнего про серию работ, эскизов к которой как я понимаю еще нет… Да и две работы у него реализовано, а у меня, извините, серия состоит из девяти. Семь из которых сюжетные и два пейзажа. Доказательства не проблема. Работы хранятся в методическом фонде Академии художеств в Санкт-Петербурге. Там все по годам по папкам…Это ж дипломная работа. Даже название заносится в дипломный лист. Все задокументировано. Преподаватели, рецензенты — все профессиональные искусствоведы и художники, которые вели мою работу над дипломом в течении года. До сих пор еще живы-здоровы, слава Богу…»
Получить комментарий от луганского художника Дмитрия Сергиенко по поводу обвинений его в плагиате пока не удалось. По выходным он не отвечает на вопросы журналистов. А по будням не отвечает на телефонные звонки. Нет никакой видимой реакции со стороны Дмитрия Сергиенко и на е-мейл, отправленный по указанному на его персональном сайте адресу.